Новости

КС РФ: решение по проверке нельзя отменить лишь из-за того, что налоговики нарушили срок, отведенный для принятия решения

Несвоевременное принятие налоговиками решения по итогам проверки само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки. Соответственно, оно не может служить безусловным основанием для отмены решения.

По общему правилу, акт проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, письменные возражения налогоплательщика по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений. Срок на принятие решения по результатам проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, является основанием для отмены решения. Однако данная норма не предусматривает безусловную отмену решение по итогам проверки, если оно вынесено с опозданием (с нарушением установленных сроков проведения налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля). По мнению налогоплательщика, такая норма нарушает его права и законные интересы.

Суд отказался поддержать налогоплательщика, указав на следующее. К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов проверки относятся: обеспечение плательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения. Основаниями для отмены решения инспекции могут являться те нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, которые привели или могли привести к принятию неправомерного решения. Что касается несвоевременного принятия налоговиками решения, то такое нарушение никак не повлияло на объем налоговых обязательств. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Несоблюдение срока принятия решения не изменяет порядка исчисления сроков для взыскания недоимки.

Таким образом, оспариваемое законодательное регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщика.

Подробнее: Определение Конституционного суда от 20.04.17 № 790-О/2017.

Все новости
x